ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ОБУЧЕНИЕ
Все дети любят тратить деньги, т. е. просят или требуют покупать много дорогостоящих вещей: от одежды до игрушек с пультами управления, планшеты и пр. Сегодня обсудим, как сказать про деньги детям в разном возрасте.
Если видите. что ребенок играет деньгами, старайтесь не допускать этого. Учите с раннего детства ценить деньги, что можно, а что нельзя.
Уже в 3-5 лет родители слышат от детей неудобные вопросы, это касается и денег. Многим хочется всё и сразу: скупить весь магазин игрушек или 5 платьев, туфель и пр.
Обратная ситуация – ребенок может не отличать чужое от своего или может сильно расстраиваться, что у него нет денег. Что должен знать ребенок про деньги в разном возрасте, разберем подробно. Когда и как сказать про деньги детям? А помогут нам детские психологи.
Разноцветные банкноты привлекают внимание малыша в 2-3 года. Ребенок играет деньгами, может их разглядывать. В таком возрасте малыши не поймут величину, но могут считать число купюр.
Собственные деньги появляются в 5-6 лет. Чаще это подарки на день рождения, близкие дали на мороженое, поощрение от крёстной за хорошую учебу. Так появляются первые карманные деньги, что для детей является гордостью. Но, порой, с жадностью ребенок требует деньги от родителей.
Справка! По данным исследования компании Synovate Compon, в мегаполисах общая сумма на руках у школьников около 3,5 млрд. рублей в месяц.
Дети не умеют планировать свой бюджет, накапливать или вкладывать куда-либо.
Так, 73% россиян не посвящают и не привлекают своих детей к планированию семейного бюджета. Незнание может обернуться финансовыми рисками для подростка и даже для всей семьи.
Часто ребенок ворует деньги, не понимая их ценности. Также дети просят деньги на свои нужды, что, по-нашему мнению, кажется ерундой. Но это не значит, что нельзя давать деньги детям.
Согласно исследованиям, кто с детства имел карманные деньги, учился копить и экономить деньги, достигал большего успеха взрослым. Это доказывает, что с раннего детства проблему «дети и деньги» нужно решать от игры до обучения правилам, как управлять бюджетом. Чем раньше знакомить ребенка с финансовой грамотностью, тем проще ему будет управлять бюджетом взрослым.
Получая ранний опыт управления карманными деньгами, дети станут более разумны и устойчивы к разным кризисам взрослой жизни. Но следует знать, что для каждого возраста нужна определенная информация, которую он может понять и осмыслить.
Уже можно рассказать, что такое «дорого» и «дёшево» на примере игрушек. Одна игрушка будет в 3-5 раз дешевле 3 игрушек.
Что такое «цена» и «стоимость», т. е. азы денежных отношений. Сначала нужно оплатить товар, после чего забрать домой. Показать «банкомат», ведь дети понятия не имеют, откуда берутся деньги.
Родителям нужно учиться договариваться с ребенком перед походом в магазин. К примеру, в магазине малыш должен сначала все посмотреть, потом из всех игрушек выбрать лишь одну. Но выбор должен сделать сам.
Сейчас не нужны деньги на питание ребенку в начальной школе. Оплачивает обеды государство, А качество продуктов всегда проверяет родительский комитет.
Ребенок собирает деньги или родители дают деньги детям, их нужно приучать к самостоятельным покупкам в магазине:
✅ Начинать нужно с совместных походов, стоять рядом с ним у кассы. Потом дать точную сумму, чтобы купить по списку продукты (товары). Проверить, купит ли он что-то для себя, выбросив что-то из списка. Уложился ли в бюджет, если нет, спросить причины.
✅ Учить детей копить деньги на определенную вещь. Завести копилку для мелких денег, установить правила, что можно вынуть лишь 1 раз в месяц. Пополняется копилка из зарплаты родителей, это объяснить ребенку. Нужно научить школьника делать выбор между дорогой и более дешевой вещью. Пояснить, что дорогая вещь потребует всех накоплений, и долгое время он не сможет ничего купить.
✅ Познакомить детей с экономией. Это важно понимать, чтобы объяснить ребенку, почему не всегда хватает денег на все вещи, даже нужные. Нужно уметь экономить. Главное – это не тратить все сразу, а уметь откладывать и накапливать.
✅ Важен личный пример взрослых, покажите, как нужно расставлять приоритеты при денежных тратах: «Приобрели 1 л молока, а не шоколадку, так как из молока сварим кашу для тебя, младшей сестренки и бабушки с дедушкой. Это намного важнее шоколадки, нужно заботиться о всей семье».
Некоторые спрашивают: «Давать ли деньги детям? Ведь ребенок тратит деньги слишком много и не понимает их величины». А вот во сколько лет давать деньги, каждый родитель решает сам.
Чтобы развивать самостоятельность у детей стоит регулярно посылать их за покупками в ближайший магазин. Это научит их ответственности, составлять и следовать списку покупок, пробивать и проверять чеки у кассы.
Иногда можно услышать, что ребенок ворует деньги у родителей. Но стоит задуматься, почему он это делает? Возможно, ребенок без денег, ему стыдно перед учениками выглядеть нищим, его обзывают… Причин может быть много, нужно спокойно поговорить со школьником.
Уже нужно посвящать ребенка в понятия: «бюджет семьи», «квартплата», «кредиты», «скидки» и распродажи». Длинные лекции не нужны, но в разговоре, пояснять ребенку, что это такое.
Подростку точно нужны деньги, иначе окружающие его ученики просто не поймут и будут подшучивать. Поэтому необходимо договориться об определенной сумме в неделю: 500-1000 рублей можно положить на детскую банковскую карту. Перечислить деньги детям можно со своей карты, а детская привязана к родительской карте. Наличные дети тратят быстрее или могут потерять.
В карманные деньги входят школьные обеды и проезд (если нужно добираться до музыкальной школы, спортивной секции и пр.). Оставшиеся деньги пусть школьник тратит, куда хочет. Если ребенок потратил деньги быстрее, пусть он расскажет, куда и зачем.
Старайтесь привлекать ребенка к посильному труду, чтобы помогал по дому или бабушке с дедушкой. Научить подростка различать цену и ценность.
В 14-15 лет обязательно объясните ребенку, что такое «банк» и «кредиты». Принципы работы банков, «вклады» и «депозиты»:
Важно рассказать суть финансов. В этом возрасте важна подработка для детей, часто они через интернет на каникулах находят небольшой заработок. По Законам РФ, разрешается работать с 14 лет по 2-4 часа, иногда по 2 человека:
✅ продажа кваса;
✅ раздача рекламок;
✅ расклеивание объявлений;
✅ высадка цветов;
✅ разносить телеграммы или квитанции ЖКХ;
✅ стать учеником в СТО и т. д.
Даже небольшая подработка для детей – это первый опыт личного заработка. Это сформирует представление о труде и ценности дохода. Уже нужно определиться с будущей профессией, часто необходимо посещать подкурсы.
Важно! Не нужно вмешиваться в личный бюджет подростка. Пусть заработанные деньги он потратит сам, даже если это будет очередная глупость. Иначе он и взрослым будет совершать аналогичные «детские» ошибки в финансах.
Ребенок в подростковом возрасте всегда должен иметь хотя бы небольшую наличность либо уже есть детские карты, куда перечисляют деньги родители. Контроль финансов никто не отменял, совершеннолетние могут заводить индивидуальные банковские карты.
Если ребенок тратит деньги, важно, чтобы они были заработанные, а не украденные у родителей.
Мы разобрали, как сказать про деньги детям в разном возрасте. Это мнение психологов на основании исследований. Хотя у каждого из родителей может собственное мнение.